Адаптированная образовательная программа ДО для обучающихся с ОВЗ (тяжелые нарушения речи)
Описание образовательной программы
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования
обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (далее –ТНР)
Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения
детский сад «Лесовичок» (далее –Программа) разработана в соответствии с
ФГОС дошкольного образования и с учетом Федеральной адаптированной
образовательной программы дошкольного образования (далее – ФАОП ДО).
Цели Программы:
- обеспечить всестороннее и гармоничное развитие личности детей в
группах компенсирующей направленности в ДОО в различных видах
общения и деятельности с учетом специфики характерных ограничений для
детей с тяжелыми нарушениями речи;
- обеспечить условия для овладения детьми самостоятельной, связной,
грамматически правильной речью, коммуникативными фонетической системой русского языка, элементами грамоты.
Задачи Программы:
В области общего развития:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей,
эмоционального благополучия;
- равное обеспечение возможностей для развития детей независимо от
места жительства, пола, нации, языка, социального статуса,
психофизиологических особенностей и особенностей, характерных для детей
с тяжелыми нарушениями речи;
- создание условий для развития детей в соответствии с принятыми в
семье и обществе духовно-нравственными и культурными ценностями в
целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития;
- формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового
образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных,
физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
- организация разных видов деятельности ребенка и реализация программы в формах игры,
познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности,
обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка;
- обеспечение поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
- развитие у детей эмоциональной отзывчивости, способности к
сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской
деятельности, поведении, поступках;
- развитие познавательной активности, любознательности, стремления к
самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи детей;
- пробуждение творческой активности, инициативы детей, желания самореализации в творческой деятельности.
В области компенсации нарушений речи:
- развитие навыков правильной речи;
- устранение дефектов звукопроизношения;
- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям).
В образовательных областях
Речевое развитие:
- развитие импрессивной и экспрессивной речи;
- развитие фонематической системы речи;
- развитие фонетической стороны языка;
- развитие речевого общения, коммуникативных навыков, разговорной
диалогической речи.
Познавательное развитие:
- сенсорное развитие;
- развитие психических функций;
- формирование целостной картины окружающего мира, способности и
интереса к познавательно-исследовательской деятельности;
- развитие математических представлений.
Художественно-эстетическое развитие:
- развитие восприятия художественной литературы, музыки;
- развитие эмоциональной сферы, эстетического вкуса различными
изобразительными средствами;
- развитие творческого мышления и способностей в процессе
конструирования и моделирования, средствами различных видов творческой деятельности;
- развитие музыкальных способностей, чувства ритма.
Социально-коммуникативное развитие:
- формирование норм поведения, гендерных и гражданских чувств;
- формирование позитивного отношения к труду;
- развитие коммуникативных навыков.
Физическое развитие:
- формирование интереса к физической активности, основных двигательных навыков;
- формирование представления об элементарных нормах и правилах здорового образа жизни.
Задачи по разделу программы, формируемому ДОО (вариативная часть)
- формирование у ребенка навыков адекватного поведения в различных
непредвиденных и стандартных ситуациях;
- формирование основ патриотизма, чувства уважения к родному городу
и родной стране, их истории и настоящему, начал гражданственности.